Я очень люблю советские песни, среди них так много искренних, светлых и сильных. Все они записаны на подкорку с детства, а их суть обычно открывается только во взрослом возрасте. Приятно помечтать о дружелюбной столице, какой мы ее можем увидеть только в песнях: «ты никогда не бывал, в нашем городе светлом…», или умилиться романтическим подростковым отношениям: «для меня нет тебя прекрасней…». Но некоторые песни меня своим содержанием удивляют, и я не хочу носить их установки в своем подсознании.
Миллион алых роз
Эту песню я «расслышала» совсем недавно, и ее смысл мне не показался таким возвышенным и романтичным, каким он задумывался. Сюжет таков: бедный художник влюбился в актрису, которой нравились цветы. Он продал свой дом и все свои картины и заполнил улицы вокруг дома актрисы розами. Она очень восхитилась, но на следующий день уехала. А он бедствовал всю оставшуюся жизнь в одиночестве. Вот это настоящая любовь!
Я уже писала о своем понимании любви, и отлично понимаю, что оно не универсально. Но мне правда очень сложно понять не взаимную любовь. Это «чувство в себе», оно, бесспорно, очень сильное, но не привязанное к реальному человеку. Ты любишь некую абстракцию, но в реальное взаимодействие с человеком не вступаешь, не узнаешь потаенные уголки его души и не принимаешь его во всей полноте. Это скорее некое религиозное чувство, и такая возвышенная любовь мне понятна только по отношению к Богу. А мужа я люблю очень конкретно, миллионами мелких дел, и каждым шагом на нашем общем пути.
Иметь прекрасную даму для поклонения было принято на протяжении многих веков. Я не историк и не социолог, и могу только предположить, что в прошлом это объяснялось большим социальным неравенством, необходимостью жениться по расчету, невозможностью развестись и, простите за обыденность, отсутствием контрацепции. Но в наше время всех этих трудностей нет, я искренне не понимаю смысла в обожествлении человека. Если любишь — борись за свою любовь, найди возможность проявлять ее в ежедневных делах, а не только в романтических письмах и подарках. Не все мы находим свою половинку сразу, но если есть стремление любить и дарить себя всего, надо искать такого человека, а не придумывать его себе. Либо уходить в религию, где такая любовь абсолютно уместна.
Ох, ну и разошлась я в своих категоричных высказываниях))) Друзья, надеюсь, вы понимаете, что я никого не хочу учить жизни, и все эти эмоциональные порывы связаны лишь с тем, что я очень люблю и песню «Миллион алых роз», и повесть «Гранатовый браслет» (описывающую подобное чувство) , и мне жаль, что такие шедевры со всей художественной силой внушают нам, что настоящая любовь может быть только такой — односторонней и возвышенной. Хотя жизнь показывает, что любовь очень разная, и от этого не перестает быть настоящей и сильной.
А знаешь, все еще будет
Вторая песня посвящена метафоре «счастье — птица», это сравнение есть и в других песнях (например, «Птица счастья завтрашнего дня»). В песне «А знаешь, все еще будет» вроде бы хороший посыл: текучесть, доверие миру, но все равно меня отталкивает идея, что счастье — где-то снаружи и оно приходит и уходит само по себе.
Мне кажется, совершенно оправдано сравнение удачи с птицей: белые и черные полосы в жизни действительно мало зависят от нас, я про это писала. Но счастье — это состояние, в котором можно находиться ежедневно. Это результат работы над собой, когда ты осознаешь, кто ты и идешь свои путем. Этот путь и делает тебя счастливым. Он может быть извилистым и трудным (всем нам приходится проходить уроки, они бывают очень сложными), но все равно на нем чувствуешь себя счастливым. А идея, что счастье прилетает и улетает, как птичка, и от тебя совершенно не зависит — мне кажется вредной. Счастье не должно зависеть от внешних обстоятельств, оно должно быть внутри. Именно об этом афоризмы: «хочешь быть счастливым — будь им» и «человек — кузнец своего счастья».