Чем нас привлекают теории заговоров

Вступая на путь саморазвития, практически невозможно избежать теорий заговора. Ты пытаешься разобраться, почему в современном мире так мало счастливых здоровых людей, и внезапно узнаешь, что прививки делают из детей аутистов, ГМО превращает нас в бесплодных мутантов, русский язык меняется из-за злого умысла внешних врагов, и, конечно же, всем управляют рептилоиды.

Казалось бы, можно открыть учебник по биологии за старшие классы, посмотреть актуальные исследования, обратиться к экспертам, способным внятно объяснить объективные закономерности. Но что-то в альтернативных теориях описания мира все-таки притягивает людей. Я сама с интересом копалась во всей этой альтернативщине, так как мне интересна не только официальная точка зрения на окружающий мир. Но в итоге по большему числу вопросов я согласилась с официальной наукой, так как ее аргументы оказались более убедительными.

Для меня стала хорошей находкой книга Роба Бразертона «Недоверчивые умы. Чем нас привлекают теории заговоров», которая объяснила, какие естественные мыслительные процессы, свойственные всем людям, приводят к вере в антинаучные идеи. В ней представлено множество интереснейших научных экспериментов, результаты масштабных социологических опросов и исследований, а также развенчание самых популярных теорий заговора. Эта книга не только раскрывает особенности конспирологического мышления, но и просто полезна с точки зрения самопознания и защиты себя от потенциальных ментальных ошибок. В этом обзоре я представлю основные когнитивные искажения, которые разобрал в своей работе Роб Бразертон.

Конспирологическое мышление

Нередко альтернативщиков представляют фриками в шапочках из фольги. Но тяга к конспирологии не зависит от пола, возраста, дохода и даже уровня образования. Склонность к конспирологии – это почти черта характера. Как есть некая градация между скупость и щедростью, так же есть и градация между большей или меньшей склонностью к конспирологическому мышлению. Большинство из нас находится где-то посередине: слегка скептически относится к конспирологическим теориям в целом, но не готов исключить их полностью.

Слепые пятна знаний

Каждому человеку свойственно преувеличивать свою осведомленность в разных темах, на самом же деле у нас есть огромное количество «слепых пятен». Мы особенно предрасположены к такой «слепоте», когда речь заходит о физических явлениях и устройствах, например о землетрясениях и велосипедах, а также сложных структурах, таких как юриспруденция или политика. Большинство из нас не веломеханики и не политологи, но все мы сталкиваемся с какими-то поверхностными характеристиками велосипедов и политики. Эта кучка поверхностных знаний может привести нас к переоценке своих знаний. Наш мозг использует без разбора всю информацию, что накопил, чтобы «заштукатурить» любое интеллектуальное слепое пятно.

Склонность к иллюзиям

Нам кажется, что наши глаза — правдивое окном в мир, а наш мозг – это беспристрастное устройство для обработки данных. На самом деле мозг часто поддается иллюзиям, стремясь превратить окружающий хаос в нечто осмысленное. Примером могут послужить простейшие зрительные иллюзии, в которых мозг дорисовывает то, чего нет.

иллюзия

Система обнаружения закономерностей в нашем мозге настолько чувствительна, что даже самое обычное совпадение кажется неслучайным, если оно происходит с вами. Древнему человеку было намного полезнее принять бревно за крокодила, и отойти от воды, чем решить, что это просто бревно — и быть съеденным. А теперь мы используем эволюционно закрепившиеся особенности мышления, чтобы верить в талисманы на удачу и гомеопатию.

Ошибка соразмерности

Мы хотим, чтобы масштаб события совпадал с масштабом вызвавшей его причины. Мы считаем, что у значительных событий и причины должны быть значительные, но иногда один маленький случай может изменить всю нашу жизнь или незначительная фигура оказывает огромное влияние на ход истории. Из-за ошибки соразмерности мы можем недооценивать или отвергать мелкие причины больших событий и вопреки доказательствам поверить в существование коварного заговора.

Предвзятость подтверждения

Как только нам в голову приходит какая-либо идея, мы ищем информацию, чтобы проверить ее, и наш мозг не одинаково анализирует все имеющиеся факты. Мы ищем то, что ожидаем найти. Источники новостей, которые мы читаем, ссылки, по которым переходим в интернете, взгляды людей, которые нас окружают как в общении онлайн, так и в жизни, – все это во многом соответствует тому, во что мы уже верим. Если же мы натыкаемся на другие точки зрения, мы считаем доказательства или аргументы, которые совпадают с нашим первоначальным мнением, более точными и убедительными, чем свидетельства, ставящие под сомнение наши убеждения.

Детектор намерений

Наш мозг автоматически считывает психическое состояние другого человека по выражению лица и другим невербальным сигналам. И, опираясь на это, нам кажется, что мы понимаем намерение другого человека, просто оценив его состояние. В детстве детектор намерений говорит нам, что все происходящее преднамеренно, и, пока мы не узнаем о мире больше, мы верим ему. Когда мы становимся старше, наш детектор остается таким же гиперактивным, как и раньше, мы просто начинаем чаще сомневаться в правильности его подсказок. Стоит человеку выпить алкоголя или оказаться в стрессовой ситуации, он начинает во всем видеть смысл и взаимосвязи. Мы всему можем ошибочно приписывать намерения. Вспомните хотя бы моменты, когда вы уговаривали или ругали компьютер или машину, будто это непослушный ребенок, который начнет вести себя хорошо, как только поймет, что вы им недовольны. Именно детектор намерений в итоге приводит людей к теориям заговора.

Потребность в контроле

Мы все хотим верить, что управляем своей судьбой. Но мир непредсказуем, и это вызывает у человека экзистенциальную тревогу. Чтобы справится с этим давящим чувством, наш мозг пытается восстановить иллюзию контроля, причем это происходит неосознанно. Один из распространенных вариантов – верить в то, что у нас есть могущественный союзник (например, заботливое правительство или Бог) или сильный враг.

Потребность рассказывать сказки

Если вы хотите кого-то убедить, связанный рассказ может подействовать гораздо эффективнее, чем просто список основных идей. Истории увлекают нас, действуя в обход критического мышления. Через призму этих историй мы познаем мир и свое место в нем. Они помогают нам превратить неупорядоченную реальность в нечто связное и осмысленное. Самыми интересными и убедительными кажутся истории, соответствующие древним архетипам, которые заложены в нашем мышлении. Так что надежный способ улучшить рассказ – преувеличить напряженность и масштабы конфликта, скрыв нюансы, так, чтобы осталась только черно-белая картинка борьбы добра со злом.

Герой, побеждающий чудовище

Один из самых значимых сюжетов-архетипов — это победа над чудовищем. История начинается с того, что мирные жители сталкиваются с какой-то грозной опасностью. Героя призывают на битву с силами зла. Когда герой сталкивается со злом лицом к лицу, кажется, что зло гораздо могущественней героя. Герой может попасть в лапы чудовищу. Но у чудовища есть одна роковая слабость. Когда кажется, что все надежды потеряны, герой обнаруживает эту слабость и побеждает монстра. Тьма рассеивается, возвращается мир. Любое конспирологическое мышление обращается к архетипам победы добра над злом.

Герой — это архетипический персонаж, вызывающий у нас непреодолимую любовь. Причем большую симпатию вызывают не прирожденный победитель, а заведомо обделенный герой: у него словно бы нет шансов, но он преодолевает свои недостатки и побеждает чудовище. Истории с обделенным героем популярны с древности и до наших дней, начиная с библейского Давида, побеждающего Галиафа, заканчивая Фродо Бэггинсом. Мы невольно болеем за обделенных спортсменов, покупаем товар «маленькой компании, с трудом прокладывающей путь наверх». И эти же истории повсеместно встречаются в сфере теорий заговора: ученый-аутсайдер борется с многомиллионными корпорациями, доказывая вред ГМО или прививок. И на уровне архетипа мы автоматически начинаем испытывать к нему симпатию. Причем интересно, что теории заговора предлагают каждому, поверившему в эту теорию, стать таким героем-аутсайдером. Враг силен и всемогущ (тут вам и Сионские мудрецы, и «Новый мировой порядок», и военно-промышленный комплекс, и фармакологическое лобби), но у всякого злодея есть одно уязвимое место: как только его планы станут известны, злодей потеряет всю свою силу.

Абсолютное зло

Плохие герои вызывают одновременно отвращение и сильный интерес. Суперзлодеи в книгах и кино всегда оказываются самыми популярными персонажами. Это связано с тем, что наш мозг запрограммирован постоянно разбираться в моральном облике других людей. Мы бессознательно отслеживаем чужое поведение, чтобы дать определенную этическую оценку. И чем проще нашему мозгу дать оценку — тем приятнее. Неувядающая популярность историй про победу над чудовищами объясняется их моральной однозначностью. Для нашего мышления характерен «миф о чистом зле». Когда мы делаем что-то плохое, то легко объясняем наше поведение случайностью или разумной и оправданной реакцией на обстоятельства. Когда другие делают что-то плохое, это потому, что они сами по себе плохие. У нас имеется непреодолимая тяга разделять людей на две категории: хороший или плохой. Реальность гораздо сложнее, но с помощью мифа о чистом зле мы превращаем реальность со всеми ее многочисленными оттенками серого в черно-белую схему безупречного добра и абсолютного зла.

Итог

Все описанные свойства нашего мозга не плохи, ведь они избавляют нас от парализующей неопределенности и помогают жить. Наши когнитивные искажения и делают нас людьми. Все мы немного конспирологи.

Добавить комментарий