Академический паралич

Недавно задумалась, почему подавляющее большинство людей, закончивших музыкальную школу, не пользуются полученными навыками. Забрасывают игру на инструменте, в то время как те, кто не получил специального образования, осваивают гитару, ударные или простые духовые, и с наслаждением играют — кто для себя, а кто в компаниях или даже на концертах.

Я, например, закончила семилетку по классу фортепиано. За счет усидчивости была неплохим исполнителем, даже ездила по конкурсам. Но за прошедшие после выпуска из музыкалки 20 лет за пианино садилась считанное количество раз. И я не могу сказать, что училась через силу, мечтая однажды разрубить и сжечь инструмент. Мне нравилось играть. Так почему я не играю сейчас?

Возможно, все дело в тех высоких стандартах, которые задает специальное образование. Когда годами играешь музыку Баха, Моцарта и Бетховена (пусть и упрощенную для школьников), привыкаешь к идее, что если и играть — то только так. Потом уже сложно сесть и простыми аккордами саккомпанировать себе «Кукушку» или «Мою оборону». Руки не поднимаются на «унца-унца» и «дрень-дрень», они требуют сложных приемов. А для человека, который во взрослом возрасте впервые подошел к той же гитаре — настоящее чудо, что можно извлекать из струн стройные звуки, и у него нет никаких критериев, как именно это надо делать.

Я вижу радость невинного творчества в сфере рисования. У меня нет образования, кроме уроков ИЗО, нет «академических» стандартов, на которые неизбежно равняешься. И вот я с упоением разрисовываю стены дома, хотя с точки зрения профессионального художника или дизайнера наверняка творю ужасную дичь.

Понятное дело, что полученные знания иногда не парализуют, а, напротив, позволяют творить на достойной уровне. Например, моя сестра закончила музыкальную школу, а потом училище и консерваторию, и стала профессиональной флейтисткой. Но далеко не все хотят делать из творчества профессию, достаточно было бы уровня хобби. И тут подкрадывается «академический паралич», мешая сделать хотя бы шаг.

А что вы думаете на эту тему? Замечали ли такие тенденции в себе и окружающих? Как их объясняете для себя?

3 comments

  1. Музыка — это чудесно. Особенно забавно, когда один ребенок в доме занимается музыкой, но не сильно хочет, а второй еще мал, но не против бы играть. Так было у меня и сестры. Она училась в школе, а у меня были танцы и спорт, но всегда хотелось играть на фортепиано. думаю сейчас остается накопить денег на синтезатор и пробовать брать частные уроки. Это я уже думаю несколько лет, но отваги пока не нашла. Но никогда не поздно.
    Академические установы часто создают перфекционизм в голове и ты себя ограничиваешь. А кто не получал образования, те более открыты к экспериментам

  2. После окончания музыкальной школы по классу аккордеона всего лишь пару раз села за инструмент. Поначалу усталость от постоянных повторений материала, экзаменов и конкурсов абсолютно перекрывала некогда огромную любовь к аккордеону. Потом пошло обучение в ВУЗе — не до того. А потом… как будто руки совершенно забыли сложные произведения, пальцы — как летать по клавишам. Инструмент отдали хорошим людям. Согласна с предыдущим комментарием. Образование добавило перфекционизма и почему-то было сложно играть, подбирая мелодию.

  3. У Вас очень оригинальный стиль рисунка, я бы назвала это Талантом Когда увидела разрешила внуку на даче рисовать на стенах) Он любит рисовать но абсолютно не умеет в классическом смысле, в художку бы его наверное не взяли Но он как и Вы рисует душой От Ваших рисунков веет теплом,ни одна школа этому не научит

Добавить комментарий для Тамара Отменить ответ