Как я в деревне волонтеров принимала (из России и Новой Зеландии)

Не думала, что когда-то буду принимать волонтеров. Я же не Гринпис, а просто горожанка, переехавшая в село. Кому вообще может прийти в голову приехать в семью и работать у них за еду?

Но мои близкие друзья (такие же «поуехавшие») многократно принимали у себя волонтеров и позитивно оценивали этот опыт. На мое недоумение «зачем вообще это кому-то нужно», отвечали, что у всех свои мотивы. И теперь я понимаю, что эти мотивы совершенно непредсказуемы.

Мы скопировали волонтерскую программу у друга. По его расчетам, 4 часа работы 5 дней в неделю полностью компенсируют еду, электричество и интернет, которые нужны среднему человеку. Продолжительность проживания зависит от комфорта совместной жизни. Важно не нарушать наш режим сна (не шуметь с 10 вечера до 8 утра). Вот и все правила.

Летом 2019 мы приняли первого волонтера, Вову. Он рассказал о себе в большой местной группе ВК, и мы ему написали. Молодой парень, горожанин, ездит по деревням, живет в каждом месте по несколько дней и движется дальше. Он работал намного больше 4 часов, просто как проклятый, хотя мы говорили, что не нужно так убиваться. Вычистил за пару дней большой участок от сложных зарослей из ольхи, дичек и ежевики. Ел  при этом как мышка. Меньше меня. Просто непонятно, откуда у человека силы.

В пространстве дома Вова почти не ощущался, такой полупрозрачный замкнутый в себе человек. Общался мало, но интересно. На вопрос, зачем волонтерит, сказал, что по большому счету это акт мазохизма. Ему сложно общаться с новыми людьми, вот он себя испытывает таким образом. Прожил у нас пару дней и двинулся дальше.

Опыт показался очень приятным, так что я готова была принять нового волонтера.

Возможность появилась осенью. Приехал Хью, который нашел нас на сайте helpx.net. Наш ровесник, милый парень из Новой Зеландии. Родился в деревне, не женат, изучает иностранные языки. Много месяцев прожил в Азии по волонтерским программам (так же, в семьях), теперь вот отправился в многомесячный тур по России. Мы — первая точка.

Представить себе лучшего волонтера просто невозможно. Хью оказался невероятно доброжелательным и уравновешенным. Он всегда был в хорошем настроении, всегда готов к общению и к любой работе. Как и Вова, не следил за временем и работал больше 4 часов. Чистил участок от зарослей, копал землю, белил дом, утеплял перекрытия, стелил дубовый пол на мансарде. С охоткой трудился и один, и в компании. Все делал с поразительным энтузиазмом и приговаривал: «Физическая работа — это весело. Все, что я делаю, я делаю ради веселья».

Общались мы на русском и английском. Много шутили, и было приятно, что мы можем понимать юмор друг друга. Хью сразу уточнил, что он вегетарианец, поэтому часть нашего привычного меню я просто видоизменяла под него. Ел он все с аппетитом, с любопытством пробуя любые блюда, включая такой пищевой изврат, как окрошка на квасе (вместо мяса/колбасы я добавляла тофу). Интересной особенностью оказалось то, что он очень странно держал ложку (как ребенок), и вообще предпочитал все есть хлебом (макая его в жидкие блюда или накладывая на него густые, как на бутерброд). При этом шариковую ручку держал обычно.

В свободное время он безвылазно сидел за учебниками и вел конспекты. Учил русский и еще пару языков. Иногда сидел в смартфоне, но меньше, чем за книгами.

Любые попытки узнать о культурных особенностях Новой Зеландии утыкались в одинаковый ответ: «В этой сфере у нас также, как и у вас». Мы смеялись, что он явно прошел подготовку в спецслужбе, чтобы не рассказать «этим русским» чего-то лишнего. Конечно, про коррупцию он не смог сказать, что она в НЗ, как в России, но подробностей не рассказал. Так что общение у нас было в основном за приемами пищи или на прогулках и очень светское.

В быту Хью оказался очень непривередлив и чистоплотен. Без лишних пояснений понял, как у нас все устроено, и порядок не нарушал ни в чем. В нем была та же «прозрачность», что и в Вове. Знаете есть такие люди, которые буквально не занимают места в пространстве. Вот они оба из таких.

В первый же день Хью подхватил у нас слово «шикарно». Мы его используем как синоним слова «замечательно» и часто в ироничном ключе. Он его произносил, например, когда я подвала еду к столу, чтобы выразить свои позитивные эмоции и благодарность. Это было очень смешно, мы объясняли ему, что в деревенских условиях, которые совсем не «лакшери», это звучит забавно. Еще в подобных ситуациях он мог говорить «неужели» (тоже явно подхватил у кого-то). Это нас невероятно веселило. Представьте: мы что-то делаем для Хью, а он реагирует на это с сильным эмоциональным посылом: «Неужели». Мол, неужели вы соизволили хоть что-то для меня сделать.

Хью прожил у нас больше месяца, затем ему нужно было ехать в Англию, чтобы продлять визу. Сказал, что приедет к нам через 5 лет. На том и порешили.

В итоге я получила крайне приятный опыт. Волонтеры не доставляли никаких неудобств, при этом значительно продвинули благоустройство участка и дома. Я испытываю огромную благодарность людям, которые готовы участвовать в твоей жизни, делать ее лучше, и все это за кров и еду. Это удивительно. До сих пор не совсем укладывается в моей голове, но вызывает радость, что в мире есть и такое.

2 comments

Добавить комментарий