Я работаю копирайтером (страшно признаться) почти 14 лет. За эти годы я писала всё: от выверенных до каждого слова писем от лица руководителя шахматной мастерской до бестолковых сео-текстов о пескоструйном оборудовании.
Мне очень плохо даются тексты для инфобизнеса и сетевиков в стиле «купи и стань счастливым!» / «купи или сдохнешь!». Я предпочитаю вести с покупателем интеллигентный диалог без заискивания или запугивания. Писать информативно, с претензией на экспертность.
Мне очень повезло с нынешним работодателем. Это интернет-бутик премиальной посуды, текстиля и предметов декора. За первые полгода я подготовила описания для 3,5 тысяч товаров. Невыносимо для «творческой личности», но просто кайф для такого задрота, как я! Ведь от меня ждали плотных насыщенных текстов, без воды, штампов и бесконечного рерайта в духе «эта прекрасная посуда украсит стол и подчеркнет ваш безупречный вкус».
Я взахлёб читала интервью дизайнеров и руководителей мануфактур, расшифровывала культурные отсылки, вникала в особенности технологических процессов. Некоторые бренды давали почти полную информацию о коллекциях у себя на сайте (спасибо гугл-переводчику, я понимала, что пишут на японском, итальянском и португальском). А с некоторыми товарами приходилось работать часами.
Вот пример. Нужно сделать описание коллекционной статуэтки испанской марки Nadal.

На сайте производителя есть только название «Особенный день» и материал, из которой фигурка изготовлена. Но мне совершенно непонятен ее смысл. Что это за костюм на мальчике? Что за книжка с красным крестом? По какому поводу дарят эту статуэтку? Перебираю десяток ключевиков на английском, добираюсь до «spain boy sailor suit tradition». Бинго!

Оказывается, в Испании мальчики надевают костюм морячка на первое причастие. А значит, фигурку можно подарить ребенку или родителям на «переходные» праздники. Добавляем информацию об особенностях производства, коллекционной ценности – и получаем плотный текст без банальностей (вставляю текст картинкой, чтобы не повлиять на уникальность текста на сайте магазина):

Чтобы было понятно, с чем сравнивать, вот так эта статуэтка описана на других сайтах:

Я не говорю, что второй текст плохой. Понятно, какая задача стояла перед копирайтером – сделать универсальное описание для всех статуэток марки. Очень мало интернет-магазинов могут позволить себе роскошь делать уникальные описания для каждого товара. Но без уточнения смыслов, именно эту фигурку на российском рынке продать сложно. У нас ведь «особенные дни» – совсем другие.
Короче, мы с работодателем крайне довольны друг другом, и продолжаем сотрудничество. Далеко не со всеми заказчиками всё получается так гладко, но это прям эталонный кейс, которым я очень дорожу.
А вы обращаете внимание на тексты, когда покупаете что-то в интернет-магазинах? Может, есть любимые коммерческие инстаграмы или сайты, стиль которых запомнился/вызывает доверие/дарит сильные эмоции?
Очень интересно узнать о вашей работе. Ни за что бы не догадалась о значении этой фигурки). Наверное кругозор здорово расширяется.
Я обычно читаю описание и чем оно точнее, тем больше доверия к продавцу.