В современном мире не так много людей заняты осмысленным трудом с понятными осязаемыми результатами. Большинство являются просто винтиками в огромных машинах, перерабатывающих ресурсы планеты и время людей в деньги. Менеджеры, рабочие заводов, продавцы — являются взаимозаменяемыми детальками, их труд не очень весомо влияет на общее дело, да и дело это чаще всего не особо полезно для общества. И даже социально значимые или творческие профессии оказываются часто в тисках современной циничной системы. Те же учителя и врачи больше времени тратят на заполнение бумажек, чем на работу с людьми. А художники и писатели разрабатывают логотипы и слоганы для продажи часто ненужных вещей. Людям приходится зарабатывать деньги, чтобы жить, и им просто некогда задуматься, несет ли их деятельность какое-то благо.
Я не была исключением. Я работала копирайтером и писала в основном для строительных компаний, для производителей продуктов питания (далеко не полезных), БАДов и косметики (спасибо на том, что хотя бы не вредных). Писала я хорошо, продажи росли. Первый год после университета я получала удовольствие от этой работы, меня восхищала возможность зарабатывать неплохие деньги, чувствовать себя востребованным специалистом. Этот детский восторг от взрослой жизни быстро закончился. Со второго года я ушла во фриланс, что продлило удовольствие от работы еще ненадолго (ведь приято иметь много свободного времени, зарабатывая не меньше). На третьем году я разработала спецкурс по обучению копирайтингу для филологов, и вела его на своей кафедре (параллельно с фрилансом), что еще немного растянуло ощущение значимости и нужности моей работы. Но бессмысленность системы и моя роль в ней все чаще маячили у меня перед глазами. И мне все сложнее было писать один текст за другим, мотивируя людей покупать пластиковые окна, фитнес-печенье или клетчатку от паразитов.
Когда мы с мужем переехали в Краснодарский край, моя работа очень сильно нас выручала. Без нее этот рывок в лучшую жизнь был бы просто невозможным, ведь мужу требовалось время, чтобы зарекомендовать себя хорошим массажистом и наладить поток клиентов. Но меня все больше и больше мучила бессмысленность моей работы. Я стала затягивать ее выполнение, делая недельный объем за ночь перед сдачей, потому что только цейтнот мог заставить меня работать, не отвлекаясь на мысли о тщетности моей деятельности. И тут, казалось бы, уже можно было найти выход из матрицы, и придумать что-то по-настоящему душевное и полезное. Но я еще не созрела до этого. И у меня родилась идея собственного интернет-магазина, который продлил мою готовность быть частью системы массового потребления еще на 6 лет. Все в собственном проекте было в новинку, все было захватывающим. Я безгранично благодарна этому магазину за то, что он позволил нам с мужем покататься по Краснодарскому краю, найти нашу деревню и купить здесь дом. Но радость «юного предпринимателя» не могла длится вечно. Живя на земле, очень сложно покупать что-то в Китае, продавать это с наценкой и считать, что все в порядке. Я почувствовала себя хозяйкой своей земли, почувствовала связь с реальным миром, в котором нет фальши. Конечно, мир природы не идилличен, в нем немало жесткости (вспомнить хотя бы тех же паразитов), но даже эта жестокость не вызывает такого отторжения, как тот симулякр, в который превратилась человеческая деятельность в современном мире.
Я понимаю недоумение моих городских друзей, когда они узнают, что я таскаю дрова, копаю землю, убираю мусор в лесу. Зачем это делать, когда в городе за тебя уже проложили трубы центрального отопления, высадили клумбы, завезли помидоры в магазин и машина увезла мусорный контейнер, и можно просто поработать в офисе или на производстве, чтобы оплатить все эти блага. Я не считаю, что это неправильная позиция, я понимаю своих друзей, и я знаю людей, которые ощущают себя счастливыми и реализованными в городе. Но лично мне материальная часть городской жизни напоминает игру Симс. Чувства-то, конечно, настоящие, тут никакой разницы с деревней нет. А вот труд оказывается каким-то виртуальным. Средний человек тратит основную часть жизни на бессмысленную (а то и вредную) для него и для общества работу, на дорогу до работы, на покупку часто ненужных вещей, которые требуются для поддержания социального статуса. Я так не могу. Я не чувствую счастья в этой среде, и очень редко вижу в ней счастливые лица. А здесь у переехавших и многих местных я вижу здоровый румянец и блеск в глазах. Вижу пружинистость в теле. Вижу, как труд на себя, а не на систему, приносит чувство покоя и веры в себя.
Здесь ты сам решаешь, когда и что будешь делать. Сам назначаешь себе выходные. Можешь и премию себе выписать, если захочешь. Плоды трудов на своей земле реальные, понятные. Вот дровник. Вот вышивка. Вот дорожка. Устал работать — сел на лавку, которую сделал сам. Выпил молока, которое надоила любимая соседка. Написал статью, которая подняла настроение людям, а не сподвигла их купить очередную вещь. Мне нравится жить именно так.
Спасибо за ваши статьи. Я нашла ваш сайт только сегодня, читаю его весь день, и многое в ваших словах отзывается и во мне.
Я тоже чувствую поддельность системы, в которой мы вынуждены находиться и тоже хочу придти к гармонии с собой и с миром, живя простой жизнью на земле.
При всем при этом никто конечно же не отменял необходимость себя обеспечивать и продумывать свои шаги вперед. Я точно не знаю, смогу ли я жить в деревне при всем при этом. Есть определенный уровень комфорта, к которому я привыкла. Вся надежда на мужа, он парень деревенский.
Спасибо за вашу искренность и за отсутствие желания заработать на посетителях. Думаю, впрочем, вы могли бы для желающих добавить на сайт кнопку «сделать пожертвование». Это было бы хорошо и ненавязчиво. А желающие отблагодарить вас, думаю, есть.
Оксана, спасибо большое за добрые слова. Это лучшая награда за писательский труд — находить близких людей, в которых мои мысли и чувства откликаются) Кнопка провисела года 1,5 примерно, эффекта не было, я и убрала.)